Sonar. Секреты и советы. Часть 6. Первые шаги. Аудио дорожки.


Глава 2

ДОРОЖКИ

Sonar может работать с любыми музыкальными инструментами.  Принципов всего два.

 Первое – это может быть акустический инструмент (гитара, флейта, голос – кто мне скажет, что голос – это не инструмент?), и ты пишешь его через микрофон либо линейный вход звуковой платы внутрь своего компа.

Второе - это внутренний (софтовый) синтезатор (или сэмплер) или внешний синтезатор, подключаемый по MIDI.

 Принцип записи твоего голоса внутрь компьютера достаточно прост. Звуковая карта переводит аналоговый сигнал в цифру (единичка-нолик), то есть в двоичный код, понятный любой машине современнее бухгалтерских счёт. Как он это делает? А просто делает измерения. Ведь любой звук – это волна, имеющая некие значения, которые можно измерить и записать (неважно как, графиком на бумажке или в двоичном коде). В общем, этих измерений средняя звуковая плата производит 44100 штук в секунду, это называется  "частотой сэмплирования" (а сэмплирование – это и есть процесс оцифровки звука). Нормальные  звуковые платы, которые чаще всего юзает  музыкант, считают тщательнее – 48, 96, а то и 192 тысячи измерений в секунду. Естественно, нагрузка на камень при этом больше.

 От SonarMusic.ru: Так же важным параметром оцифровки является разрядность. Это точность с которой представляется сигнал в определённый момент времени. Это могут быть значения 16, 24, 32 и 64 бит.

Теперь, после оцифровки, этот звук превратился в некий набор цыфирок, с которым комп волен сделать всё, что угодно, а затем передать через ЦАП – цифро-аналоговый преобразователь – на усилитель, и мы услышим результат в колонках либо наушниках.

 Пока разберёмся с аудиодорожками.

 Аудиодорога в Sonarе – не что иное, как графическое отображение того, что мы творим с чередой единичек и нулей. Всё это – исключительно для удобства. По умолчанию Sonar делает две таких аудиодорожки, будем для удобства называть их "треками", сделать их можно самому в количестве, достаточном для записи "Earth,Wind & Fire" в тройном составе. Выглядит дорожка вот так, а что куда нажимать, чтобы всё заиграло – со временем разберёмся.  

 Относительно коряво, но достаточно точно я отметил цыфирками окошки, расположенные в месте, которое в дальнейшем мы будем называть Управляющей областью трека .

 1- Номер трека и его название. Номера идут по порядку, название можно поменять, кликнув в окошечке, там, где сейчас написано Audio 1. Есть один нюанс. Если мы используем какой – нибудь виртуальный синтезатор , то дорожек, относящихся к нему будет минимум две, и идти они будут друг за дружкой. ВТОРАЯ дорожка синтезатора – эта как раз та дорожка, на которую мы будем прописывать ноты (или MIDI-сообщения, кому как угодно), а ПЕРВАЯ – будет пустой, но именно она будет звучать (она непосредственно связана со звуковой картой), и именно на ней будет работать индикатор громкости. Обо всём этом будет ниже.

 2- Input (Вход). Регламентирует, откуда дорожка будет получать ВХОДНОЙ сигнал. Если мы пишем например звук с микрофонного входа звуковой карты, то, соответственно, в этом окошке должен быть выставлен источник звука. Самый распространённый вариант – это когда инструмент либо микрофон воткнут во внешний микшерный пульт, а уж пульт законнекчен к линейному входу звуковой карты. Хорошие (и дорогие) современные звуковые карты позволяют микшировать сигналы прямо на собственной консоли, иногда предлагая даже фантомное питание для конденсаторных микрофонов.

 3- Переключатель Pre/Post. Регламентирует, как будет подключен посыл-эффект (Effect Send): ДО фейдера громкости (Pre) или ЗА ним (Post). Причём, под эффектом подразумевается не только банальный ревер, но и AUX-шина, к примеру. Зачем это? А вот зачем. Если эффект подключен ПЕРЕД фейдером громкости, то его уровень будет уменьшаться или увеличиваться с перемещением этого фейдера. А если ПОСЛЕ, то уровень эффекта от громкости самого фейдера зависить не будет. Кому и зачем это надо, решайте сами, тут нет универсального ответа типа "надо вот так", случаи бывают разные.

 4- Уровень громкости трека. Без комментариев.

 5- Выходная шина. Определяет, куда будет направляться сигнал с этого трека. В зависимости от твоей звуковой карты, значения могут быть разными. Звук можно направить сразу на выход звуковухи, но в этом случае мы не сможем воспользоваться шиной для дополнительной обработки. Как я уже говорил ранее, у Sonarа есть своя консоль (микшерный пульт), и там можно сделать сколько угодно здравомыслящему юзеру дополнительных шин, на каждый из которых можно повесить какую – нибудь обработку. Полезно, когда надо обработать, допустим, одним и тем же компрессором 10-12 барабанных дорожек, на каждой их которых записано по одному инструменту. Короче, аналог подгрупп в пульте.  В проекте по умолчанию Sonar делает одну мастер-подгруппу и выход всех дорожек направляет именно на Мастер-шину:

 

 Как видно на этом скриншоте, 1-я дорожка (Audio 1) своим выходом связана с Мастер-группой,    которая, в свою очередь, выходит уже непосредственно на звуковую карту. В моём случае звуковых  карты две, каждая имеет несколько выходов, и Мастер у меня завязан с 1\2 (основной) стереошиной SB Live (основной звуковой карты). Грубо говоря, если сейчас я запишу на первую дорожку какой-нибудь звук, то звучать он будет, проходя через шину (в данном случае –  Master).

 6- Уровень посыла сигнала на шину.

 7- Инвертирует фазу сигнала. Чтобы понять, для чего это нужно, достаточно знать азы   акустики. Короче, эта кнопка переворачивает весь сигнал в противофазу. Где на графике был резкий пик, там будет зеркальный резкий спад, и наоборот. Иногда при сведении реверс фазы приводит к тому, что инструмент, который почти не слышен, вдруг прорезается на передний план (ну и, соответственно, наоборот).

 8- Это – ещё одна шина (посыл), на  скриншоте  он виден свёрнутым внизу. В данном случае этот посыл Sonar сделал по умолчанию, он существует в шаблоне "Normal". Проще говоря, подключаемая шина, на которую можно повесить одну или несколько дополнительных обработок. Бывают случаи, когда один и тот же ревер нужно использовать для нескольких дорожек, вместо того что бы цеплять его на каждый трек. Следовательно, можно повесить этот ревер именно сюда, а с помощью отмеченного ползунка регулировать посыл с дорожки на эту шину.

 9- Переключатель Моно\Стерео

 10- Панорама посыла.

 11-  Стандартная секция управления дорожкой, почти во всех подобных прогах одинакова. M (Mute)  – дорожка не звучит (кнопка выделяется жёлтым цветом, а внизу Рабочего окна Sonarа загорается дополнительный индикатор, сигнализирующий о том, что где-то какая-то дорожка мьютирована). S (Solo) – будет звучать только ЭТА одна дорожка (выделяется зелёным, можно как замьютировать, так и засолировать не одну, а сразу несколько треков). R (Record) – дорожка подготовлена к записи (выделяется красным, также можно использовать для нескольких – или даже всех – дорожек одновременно). Если на каком – либо треке отмечена красная кнопка R, то наверху, в панели транспортёра (это где пуск-стоп-перемотка), становится доступной красная круглая кнопка записи, при нажатии на которую пойдёт запись.

 12- Кнопки управления отображением окна. Аналогичны кнопкам Проводника Windows, за одним исключением. Sonar позволяет делать не просто одинарные треки, но и треки с несколькими слоями (layers).

 13- Окошко эффектов. Не моё дело, сколько и каких эффектов юзер захочет напихать в одну дорожку (а можно – мно-о-ого!), моё дело – рассказать, КАК это сделать.

       

 Как видно на скриншоте, при правом щелчке мышью на этом поле открывается сперва маленькое всплывающее оконце, где мы выбираем строчку Audio Effects, и раскрывается окно, показывающее ВСЕ аудиоплагины, которые находятся в твоём компе. 

 О том, как инсталлировать плагины DX и VST, как сделать так, чтобы Sonar их видел – будет дальше, в главе "VST, VST(i), DX и Dxi". А пока – о том,

 


Присоединяйтесь к нам:

 vk  youtube   

Новости сайта

Вышел Cakewalk 2024.02
Мы рады объявить о выпуске 2024.02! Этот выпуск представляет собой в первую очередь служебный выпуск,...
Вышел Cakewalk 2023.09
Мы рады объявить о выпуске версии 2023.09! Этот выпуск включает в себя более 60 исправлений ошибок, о которых...
Вышел Cakewalk 2023.09 Early Access
Мы рады объявить о раннем доступе к версии 2023.09! Этот выпуск включает в себя более 60 исправлений ошибок, о...

Случайная новость

Как импортировать - экспортировать цветовые схемы?
Для этого надо зайти в меню Options=>Colors и воспользоваться кнопками Import Colors / Export Colors( Внимание! Необходима...
У меня нет доступа в аудио эффекты, они все неактивны.
Если это так, то ваш FX (аудио эффект) визуально не активен. Это потому, что вы должны выделить свой аудио трек....
Мой MP3 Encoder перестал работать.
MP3 Encoder поставляемый с SONAR имеет ограничение в 30-ти дневный срок. Если вы хотите быстрого решения этой...
© 2007-2018 SonarMusic.ru. Программа для создания музыки Cakewalk / Sonar. При перепечатке материалов сайта, активная ссылка на SonarMusic.ru обязательна. Этот сайт никаким образом не связан с BandLab, Gibson или Cakewalk и не является их подразделением. This site is not affiliated with or endorsed by BandLab, Gibson or Cakewalk.